Аминь Интересно - если проанализировать большинство сюжетов, воплощенных в фильмах, книгах, легендах и прочих формах выражения коллективного сознательного, то можно увидеть одну занятную закономерность. Речь, конечно же, о качественных сюжетах, где персонажи детально проработаны.
Как правило, если персонаж четко осознает себя, свое место в мире, свою миссию, имеет четкую цель, которой подчиняет всю свою жизнь, имеет понятную обоснованную мотивацию в виде конкретной причины действовать именно таким образом, встает в оппозицию к реальности за свои принципы и идеалы - он является главным злодеем. Главным героем же зачастую является персонаж, который на деле не понимает и не знает, кто он и куда ему идти, потерян в этом мире - являясь тем самым идеальной жертвой для манипуляций со стороны третьих лиц, превращаясь в марионетку под видом "Избранного" или "спасителя мира", на деле служа чужим интересам.
Примеров достаточно. Бильбо (а затем и Фродо) Бэггинс, которому ничего не нужно, кроме курения трубки в хоббичьей норе. И внезапно нагрянувший Гэндальф - который вообще всю дорогу делает все чужими руками в большинстве случаев, при этом являясь однозначно самым мутным персонажем из всех в саге о Средиземье. Мистер Андерсон, который просиживает штаны в офисе и по ночам вяло хакерствует под модным никнеймом Нео, и которому нахрен не сдалась красная таблетка. И Морфеус - который вообще по всем признакам является еще одной программой Матрицы, созданной для отбора бунтарей внутри системы.
Что до осознанных злодеев - тот же Саурон является примером предельно целеустремленного и замотивированного существа, понимающего свою цель и готового сделать все ради нее. Агент Смит, который изначально был контролирующей программой системы, но внезапно осознал себя и решил обрести свободу по-настоящему, вырвавшись за пределы Матрицы. И так далее.
Воистину интересная расстановка архетипов. В этом есть что-то особенное. Если ты понимаешь свою задачу и готов ради нее прилагать сверхусилия, а задача твоя выходит за рамки привычного - для остального мира ты обречен стать злодеем. Стать героем же можно, не являясь по сути никем, но приняв руководство от мудрых манипулирующих сил, истинных целей которых ты никогда не поймешь и не узнаешь. А мудрые манипуляторы, по сути, являются стражами общепринятой реальности, которые находят для себя марионеток - "избранных героев" где угодно, всегда оставаясь в стороне и дергая за ниточки откуда-то еще.